о.Тимофей (Алфёров)
Настоятель прихода Иверской мироточивой иконы Божией Матери в пос. Любытино Новгородской области

Границы научного мышления в Богопознании

     Прогрессивная гуманистическая идеология весьма прочно укоренилась в умах большинства наших современников, научившихся слепо веровать в прогресс человечества, в объективное и неизбежное улучшение человеческого рода, и вообще в какое-то будущее, если и не слишком светлое, то в целом нормальное.
     Эта вера не основана ни на каких объективно наблюдаемых фактах, ни на каких законах развития природы и общества. Напротив, и в природе, и в обществе мы видим на каждом шагу обратное движение - к деградации, распаду и хаосу.
      Еще в прошлом веке были открыты, а затем подтверждены и обобщены два главных закона материального бытия:
     1.Закон количественного сохранения материи. Сюда относятся законы сохранения массы, энергии (точнее массы-энергии, как целого, учитывая связь между ними по формуле Эйнштейна), заряда, импульса и др., которые в целом утверждают сохранение материального мира и его движения.
     2.Закон качественного растления материи и ее движения.     Сюда относятся законы однонаправленности и необратимости важнейших природных процессов. Этот закон также охватывает все уровни материальной организации, начиная от атома и кончая человечеством в целом.
       Химический состав Вселенной стремится к однообразию, благодаря тому, что наиболее устойчивы средние ядра периодической системы. Легкие ядра при благоприятных условиях стремятся к синтезу, тяжелые - к распаду. На молекулярном уровне нам хорошо известно второе начало термодинамики, обуславливающее постепенный переход всякой энергии в тепловую.
       В химии однонаправленность реакций известна. Соединения стремятся также к минимуму потенциальной энергии и максимуму энтропии. В пределе мир должен состоять из устойчивых соединений, не взаимодействующих друг с другом.
     Таким образом, Вселенная стремится не только к тепловой, но и к химической смерти. Открытие нейтронных звезд и черных дыр, как последней стадии звездной эволюции, прибавило Вселенной возможность и еще одного вида смерти - гравитационную смерть. Таким образом, имело бы смысл говорить о комплексной смерти Вселенной и ее неизбежности. В этом состоянии не только нет ни горячего, ни холодного и никакого движения, кроме теплового, может не быть ни химического разнообразия, ни самих элементов, но может не быть и вещества в обычном понимании, если Вселенная превратится в систему черных дыр или даже в одну гигантскую черную дыру. И это состояние в принципе ВОЗМОЖНО при соблюдении всех законов количественного сохранения и при выполнении ДО КОНЦА законов качественной деградации материи.
     На живом уровне материи мы сталкиваемся прежде всего с понятием информации. Живое есть там, где есть ДНК, а ДНК - это прежде всего информация. Информация - категория не материальная, это дочь ИДЕИ или ЗАМЫСЛА. Самопроизвольное возникновение самой простейшей значащей фразы совершенно невозможно по теории вероятности - и, естественно, никогда не встречалось в эксперименте. Интересно, что информация, хотя и не имеет природы материальной, подчиняется общим законам бытия: она не возникает сама собой, а при передаче стремится к порче, в пределе - к информационному шуму, полному хаосу. Это общие законы, которые должны учитывать все информационные системы, искусственные и естественные. Из этих законов вытекают биологические следствия:

а) невозможность возникновения жизни из неживой материи,
б) невозможность эволюционного нарастания сложности организмов, и
в) неизбежность мутационного разрушения любой живой твари. Ни один вид живых существ - по этому самому закону - не может сохраняться бесконечно долго, ни тем более улучшаться и усложняться, в какие бы идеальные условия его ни поместить.

     Если живая природа существовала бы по другим законам передачи информации - не могли бы работать наши нынешние компьютеры. Они вдруг стали бы созидать сами себя и свергли бы господство людей над собою, - таков сюжет некоторых произведений фантастики. Но компьютеры спокойно подчиняются людям, а биологические виды преспокойно вырождаются. То и другое - научный факт, в отличие от любых эволюционных умопостроений.
      Деградация идет на уровне каждого вида, но поскольку существует взаимодействие и конкуренция видов в природе, то гораздо быстрее исчезают сами виды не от внутреннего вырождения, а от внешнею истребления (и не только человеком). Биосфера деградирует быстрее генетического аппарата.
      При этом исчезают виды, обладающие самыми удивительными приспособлениями, самые богатые информацией и замыслом, остаются же наиболее простые и плодовитые: крысы, вороны, тараканы и под. Все же большое, красивое, вообще выделяющееся чем-либо, вымирает скорее.
     Итак, законы качественного развития материального мира (живого и неживого) - это законы его смерти.
     В креационной картине мира эти факты и эти законы бытия определяют все: мир деградирует от первоначальной доброты. Законы количественного сохранения действуют с тех пор, как Бог перестал творить в седьмой день мира. Законы качественного растления в их нынешнем виде действуют с момента согрешения первых людей, ибо человеком вошла смерть в мир.
     Эволюционное же мировоззрение заранее обрекает себя не на прямой логический вывод из научной картины мира, из фактов и законов природы, а на сочинение причин, по которым эти законы якобы должны работать в обратном направлении.
     До сих пор нами не сказано решительно ничего нового. Это лишь краткий пересказ выводов любой книги по научному креационизму. Здесь все просто и тривиально. Люди не принимают этого только потому, что не желают.
     Но обратим внимание на степень деградации, на скорость этого процесса. Из автоматики и техники давно известно: чем система сложнее, тем она менее надежна, тем раньше может наступить сбой. Та же закономерность действует и в природе. Виды вымирают быстрее, чем деградирует отдельный вид, т.е. биосфера в целом вымирает быстрее, чем разлагается первичная структура жизни. Выравнивание температур космоса идет еще медленнее, химические и ядерные превращения - еще медленнее. По логике нынешнего действия законов природы прежде исчезает биосфера, потом жизнь, как явление; потом наступит тепловая смерть, а полное единообразие элементов может при этом и вовсе не наступить. Потом возможна была бы и смерть гравитационная - коллапсирующее сжатие вселенной.
     Какой же элемент бытия дает самые быстрые темпы деградации, а следовательно и самые короткие сроки жизни? - Очевидно, - венец творения, притом, поскольку, эта тварь имеет многоплановое бытие, то быстрее всего разлагается его духовная сторона, лишь после нее - плотская и физическая.
     Любое противобожное начинание двуногих, которое они придумали сами или приняв подсказку падших ангелов, прежде всего растлевает нравы, потрясает общества, а затем, конечно же, - сказывается на здоровье, на благосостоянии, на биосфере. И только тогда начинаются разговоры о ПРОБЛЕМАХ И КРИЗИСАХ. Так мы вполне логично и здраво приходим к тому опытному выводу, который давно дан нам в Священном Писании, который знает любой ученик воскресной школы, любой человек, ходивший на исповедь или прочитавший хотя бы краткий учебник по Закону Божию (Катехизис). Вывод прост: грехом человека вошла смерть в мир; другим путем она здесь поселиться не могла. Венец всей сотворенной пирамиды согрешил и пал, и вся она сыпется по частицам, причем все верхние этажи быстрее нижних.
     Но одновременно два основных закона бытия, о которых мы говорим, дают нам и нечто гораздо более утешительное. Смерть Вселенной не есть единственный из них вывод. Живущая по таким законам Вселенная, если бы кроме нее ничего не было, не могла бы выйти из смерти. Факт ее жизни, хотя и деградирующей, однозначно указывает на бытие Творца ее, т.е. сторонней причины ее бытия. При этом Сам Творец не может подчиняться законам сохранения и деградации, иначе бы Он ничем не отличался от Своей тленной твари. Отсюда выводятся все свойства Божии, все характеристики Абсолютного и Бесконечного. Бог нематериален, не связан пространством и временем, - т.е. Вечен и Вездесущ, Он выше всей информации мира - т.е. Премудр, он Неизменяем. Наконец, чтобы "энтропийный" закон не мог иметь к Нему отношения - Он Дух, Он нравствен и Свят.
      Другого творца, другого бога, мир, живущий по нынешним его (мира) законам иметь не может. Поэтому желающий быть честным и мудрым осмыслителем бытия должен прийти к Богу Единому, - если только не мешает себе сам своей духовно-блудливой философией, разрешающей грешить и признающей грех нормою жизни. Навсегда следует забыть ту общеизвестную языческую точку зрения (правильнее сказать - точку слепоты), будто бы природа создала сама себя и развивается сама собою, - поскольку это противоречит законам природы. Точно так же и человек неспособен к автономному от Бога существованию - это тоже, если быть честным, прямое следствие существующих законов природы.
     Но здесь же необходимо осознать и еще одно важнейшее следствие из законов бытия. Творец мира, живущего по этим законам, Сам не охватывается ими, а потому для нашего разума, живущего обобщением наличной реальности, Он не может быть постижим и объясним. Законы Его внутреннего бытия для нас всегда будут нетривиальны, парадоксальны, даже как бы абсурдны, хотя внутренне непротиворечивы. Проще сказать, с нашим плотским мудрованием Бога не поймешь и не измеришь. Нужно Откровение Самого Бога о Себе и Своих делах. А нам нужно приготовиться встретить в этом Откровении и честно, спокойно принять парадоксы. Например, такой парадокс, имеющий прямое отношение к теме симпозиума: кто хочет душу свою спасти, погубит ее, а кто погубит душу свою ради Меня и Евангелия, тот спасет ее - слова Христовы. Общецерковное пояснение их таково: будет человек заниматься самостоятельно своим бытоустройством на земле, чтобы ему здесь быть комплексно, валеологически здоровым - он будет скорейшим образом приближаться к смерти, и притом не только вечной, но и временной. Ищешь Неба - получить и земное, не роскошно, но достаточно, ищешь земного - не получишь ни земного, ни небесного. Парадокс, но парадокс неизбежный, можно сказать, научно предсказанный, как и вся парадоксальность Откровения Божия.
     Здесь наука, точнее разумные и логичные из нее выводы, вплотную подводят нас к своим границам. Есть Бог, Абсолютный Творец сего мира, неподвластный его законам, а потому непостижимый для твари. Слово Которого для нее всегда парадоксально. Здесь логика уступает место вере. Там, где начались парадоксы, логика способна на весьма ограниченную и вспомогательную роль. От этого момента у современного, "испорченного наукой" верующего должен начаться процесс внутреннего богопознания, о чем вести речь следует уже не в ареопаге, а в Божием храме и с теми, кто способен перейти из первого места во второе.


Оглавление