назад


Фундаментальная наука как богословие XXI века

Священник Олег Петренко

г. Москва, Россия

Соединяя человека с Богом, религия объемлет все мироздание - как духовные ценности, так и мир материальных вещей. Отношение же к вере определяется всей совокупностью душевных человеческих качеств. Гармония целостного христианского мировоззрения покоится на отсутствии каких-либо противоречий между сердцем и разумом. Однако с середины XIX века симфония веры и рационального мышления оказалась нарушенной из-за появления псевдонаучного учения, именуемого принципом эволюционного развития. По признанию самих адептов атеизма, стремящихся разлучить людей с Богом, "поле битвы" за будущее человечества находится в школьном классе. Поэтому эволюционная гипотеза повсеместно начала преподаваться в светских школах и университетах и даже проникла за стены духовных семинарий и академий.

Примирение науки и религии на основе телеологической эволюции не может удовлетворить ни ученых, ни тем более истинных верующих. Наука по своей сути стремится проникнуть во все непостижимое, поскольку цель ее заключается в расширении области достоверного знания. Что же касается веры, то она никогда не согласится с научным предположением возможной неистинности своих догматов.

Необходимость синтеза

За прошедшее столетие произошло изменение внутреннего содержания многих понятий. Если утверждения веры в начале прошлого века философы выводили из интеллектуального созерцания бытия, а науку определяли как имеющую дело в основном с чувственной реальностью, то в настоящее время считается установленным, что процесс создания научной теории состоит главным образом в работе воображения. Эмпирическое же знание, полученное в результате наблюдений, только направляет его работу 1.

Таким образом, области ведения религии и фундаментальной науки начинают тесно соприкасаться. Ныне становится очевидным, что религия и наука - это не два различных пути познания бытия, но один общий. На этом пути вера должна обогатиться новым богословским языком, языком математической физики, на котором написана "вещественная книга" Вселенной.

В самой положительной науке всегда есть свидетельства о ложности того или иного ошибочного ее взгляда. Язык науки, язык математической формальной логики, не терпит лжи. Корректное описание природных явлений на этом языке позволяет познать их свойства и получить полезные следствия. Можно сказать, что посредством языка математической физики осуществляется принцип познаваемости мира. В этом заключаются естественные причины возникновения креационного движения.

В свою очередь, научному развитию необходимо придать характер целенаправленного изучения природы, как воплощения грандиозного замысла. Долг ученого - в стремлении к проникновению в тайну жизни для прославления Творца и Его непостижимой мудрости.

Не следует забывать, что основы современной науки покоятся на идее тварности Вселенной. Именно поэтому она доступна рациональному познанию. Мир не есть хаос, но Космос, гармонически упорядоченный посредством нерушимых законов математики, имеющих Божественный источник.

Тем не менее антинаучная эволюционная концепция ныне превратилось в господствующую догму постхристианской идеологии. Таким образом, можно констатировать, что обычная аргументация в научном споре креационизма с эволюционизмом практически исчерпана.

Решающий вклад в разрешение этой дилеммы должны дать фундаментальная физика и математика, поскольку более всех остальных отраслей научного знания приблизились к пониманию основ мироздания.

Научный язык богословия

Православная вера исповедует реальность Божественного присутствия в мире. Но как найти ему адекватный образ на языке научного познания бытия? Ответ лежит в материальной первооснове физического мира: структуре и свойствах пространства-времени. Принципиальным моментом здесь является определение его истинной размерности. Оказывается, в природе существует удивительная симметрия: время так же имеет три компоненты, как и пространство. Но во временном пространстве мы имеем одно выделенное направление - "стрелу времени". Два остальных направления, чрезвычайно важных для всей физической картины мира, в обычных условиях остаются скрытыми. Объяснение их невидимости совсем недавно найдено московским математиком Николаем Николаевичем Поповым, который в своих работах плодотворно развивает теорию шестимерного пространства-времени. Уже первые полученные результаты показали очевидную геометрическую природу физических законов - материя и поля суть проявление скрытых пространственно-временных симметрий.

Перечислим основные результаты, полученные Н. Н. Поповым.

1. Самое важное достижение заключается в установлении функциональной связи между гравитационным полем и калибровочными полями кручения в виде полевых уравнений типа Гильберта - Эйнштейна. Это подтверждает геометрическую природу гравитации, которая по своей сути является свойством геометрии пространства-времени 2. Наиболее интересный и непривычный результат гласит: гравитационное поле, соответствующее точечной массе, создается кручением временной оси, связанной с точкой физического пространства, где находится масса. Следовательно, все атомы и частицы, то есть вся материя во Вселенной, суть продукты эффекта кручения времени в тех или иных областях пространства. В этом существо механизма образования массы из геометрии пространства-времени.

Становится более понятным, что в Священном Писании подразумевается под созданием Вселенной "из ничего" (2 Мак. 7, 28), - ибо насколько материальна ось времени?

2. Именно шестимерное пространство-время позволило, наконец, найти истинное решение задачи о нахождении гравитационного поля, создаваемого точечной массой.

Считалось, что эта задача решена Шварцшильдом для обычного четырехмерного пространства-времени 3. Выяснилось однако, что этот результат получен математически некорректно. Оказалось, что в случае четырех измерений задача не имеет решения. Вернее, результат достигается только при предположении, что частица на бесконечном удалении от точечного источника гравитационного поля не может находиться в состоянии покоя. Но такое предположение не выдерживает критики. В случае же шести измерений положительный результат достигается без наложения граничных условий, лишенных физического смысла.

3. Уравнения геодезических линий в шестимерном пространстве-времени можно привести к виду, совпадающему с известным уравнением движения заряженной частицы в электромагнитном поле. Таким образом, из геометрии пространства-времени получено основное уравнение электродинамики Максвелла, устанавливающего связь между электромагнитным полем и электрическим током 4.

4. Непосредственно из геометрических свойств пространства-времени получены массы и квантовые числа трех основных кварков. Как следует из расчетов Н. Н. Попова, их массы находятся в прекрасном согласии с общепринятыми представлениями 5.

5. Новая модель позволила сделать очень важный вывод о существовании дополнительного канала распространения сигнала с бесконечной скоростью. То есть предсказана возможность мгновенной передачи воздействия.

Этот эффект экспериментально впервые был обнаружен профессором Н. А. Козыревым 6 и позже подтвержден группой академика М. М. Лаврентьева 7, но до настоящего времени не имел строгого теоретического объяснения.

Следует подчеркнуть, что эффект мгновенного распространения воздействия принципиально не может наблюдаться в случае общепринятых четырех измерений пространства-времени. Поэтому указанные эксперименты можно рассматривать в качестве эмпирического подтверждения его шестимерности.

Все перечисленные новые научные результаты получены на основании строгих математических расчетов. Причем впервые в истории построения объединительных теорий найдены точные решения дифференциальных уравнений. Отсутствие расходимостей, от которых страдали все предыдущие объединительные теории, само по себе достаточно удивительно и может служить внутренним критерием истинности новой теории. Секрет же успеха таился в осознании шестимерности нашего пространства-времени.

Хотелось упомянуть здесь и об одном из последних результатов, полученным Н. Н. Поповым. Впервые найдены точные решения системы дифференциальных уравнений геодезических (найдены первые интегралы) в рамках стандартной модели Шварцшильда центрально-симметричного гравитационного поля. Из них непосредственно следует, что скорость и ускорение пробного тела, оставаясь всюду конечными (то есть нигде не обращаясь в бесконечные величины), стремятся к нулю при приближении к источнику гравитации.

Доказано, что пробное тело может беспрепятственно пересекать линию горизонта, задаваемую радиусом Шварцшильда, в обоих направлениях. Такое же поведение оказывается характерным и для светового луча. Луч света останавливается вопреки распространенному мнению не на линии горизонта относительно стороннего наблюдателя, а только в точке расположения источника гравитации.

Таким образом, наконец математически строго доказана невозможность существования черных дыр. Гипотеза о черных дырах родилась в результате тривиальной математической ошибки и просуществовала так долго только потому, что ученые допустили в своем сознании возможность присутствия в тварном Космосе таких в высшей степени странных, разрушительных и бессмысленных объектов.

Необходимо сказать, что для существования такой удивительной по красоте и изяществу многообразной природы необходима колоссальная энергия. Источником этой энергии является Бог, структурировавший с ее помощью пустоту по неимоверно сложному по богатству следствий "геометрическому" плану, используя при этом чрезвычайно простые средства - всего 6 координатных измерений. Каждая элементарная частица мироздания, каждый микроскопический его элемент своим существованием обязан этой энергии. Само существование материальных объектов следует рассматривать исключительно как проявление ее наличия. В этом заключается вездесущее удивительное присутствие Божие в мире.

Вера и знание

Человек, несущий в себе Божественный образ, призван постигать тварный мир. Поскольку мир вещей задан числами, не отсвет ли Божественной печати трехмерность пространства? Но если так, то тогда симметричную ему временную часть нераздельного по существу пространства-времени не следует ли наделить той же полнотой?

Из однозначной обусловленности всего материального мира геометрической структурой пространства-времени следует очень важный мировоззренческий вывод: все многообразие окружающего мира появилось практически одновременно. Другими словами, постепенное и длительное по времени эволюционное развертывание Вселенной теряет смысл. Вся "архитектура" материального мира задается сразу целиком. Материя возникает в самом буквальном смысле ex nihilo, просто как следствие локальных кручений во временной области шестимерного пространстве-времени.

Как животные и человек были сотворены уже взрослыми, так и Космос с галактиками, звездами, планетами и всем прочим явился в своем уже законченном виде, имея кажущийся солидный возраст. "Каждая из звезд и каждое из великих светил явились не так, чтобы иное было первым, а иное вторым; но в один день одним и тем же повелением все призваны в бытие", - писал святитель Афанасий Великий 8.

Весь мир суть Божественная геометрия. Геометрия же эволюции не подвержена. Дни творения в этом смысле означают лишь проявление и оформление в реальном бытии необычайно сложной геометрической структуры пространства-времени, реализацию идеального Божественного плана.

Как же удивительно правы были святые Отцы, когда единодушно принимали буквальное понимание текста Книги Бытия о сотворении мира, не смотря на скудость положительного научного знания. И как достойно всякого восхищения твердость в вере тех, кто еще в совсем недавнем прошлом, когда "научное" знание противопоставлялось христианской вере, вслед за святыми

Отцами продолжали учить о самом прямом понимании повествования о сотворении мира.

Современное естествознание уничтожает атеизм, показывая неоспоримые свидетельства Божественного происхождения всего мироздания по заранее намеченному математическому или, точнее, геометрическому плану. Но при всем великом значении науки не следует переносить это значение за определенные пределы, полагая, что она может дать ответы на все вопросы. Куда не достигает научный способ познания, туда ведет нас вера. Необходимо "твердо помнить ту роль, которую в науке играет вера, и сохранить навсегда в себе этот чудный дар - способность верить, без которого жизнь невозможна" 9.


1. Г. Бонди. Гипотезы и мифы в физической теории. М., "Мир", 1972. С. 9.
2. Nickolay Popov. Geometric model of the gravitational field // Gravitation & Cosmology, 1998. Vol. 4. № 2 (14). P. 151-157.
3. Альберт Эйнштейн и теория гравитации. Сборник статей. М., "Мир", 1979. C. 199-207.
4. Н. Н. Попов. Об одном подходе в теории калибровочных полей. М., Вычислительный центр РАН, 1997.
5. Nickolay Popov, Petr Roschin. A geometric model of graviting mass formation and the mass spectrum of baryons // Gravitation & Cosmology. 2001. Vol. 7. № 1 (25). P. 58-63.
6. Н. А. Козырев. О возможности экспериментального исследования свойств времени; Астрономические наблюдения посредством физических свойств времени; О воздействии времени на вещество // Избранные труды. Л., изд-во Ленинградского университета, 1991. С. 335-394.И 7. М. М. Лаврентьев, В. А. Гусев, И. А. Еганова, М. К. Луцет, С. Ф. Фоминых. О регистрации истинного положения Солнца // Доклады Академии Наук СССР. 1990. Т. 315. № 2. С. 368-370; М. М. Лаврентьев, И. А. Еганова, М. К. Луцет, С. Ф. Фоминых. О дистанционном воздействии звезд на резистор // Доклады Академии Наук СССР. 1990. Т. 314. № 2. С. 352-355.
8. Святитель Афанасий Великий. Творения в четырех томах. Том II. Репринтное издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. М., 1994. С. 325.
9. О. Д. Хвольсон. Знание и вера в физике. Петроград, издание Ф. К. Феттерлейна, 1916. С. 16.