назад


Креационные идеи в неканонических книгах Библии

Е.А. Лукьянов

г. Москва, Россия

Сотворение или эволюция - вот один из стержневых вопросов, вокруг которого ныне вращается борьба двух мировоззрений: христианского, заповеданного нам Божественным Писанием и святыми Отцами, и гуманистического - псевдонаучного по форме и языческого по сути. Обретением целостного мировоззрения невозможно без глубокого осознания того, что "все Писание Богодухновенно" (2 Тим. 3, 16), а Библия - это не простой набор нравственных принципов, подобно "моральному кодексу строителя коммунизма".

Сметая на своем пути все святое, коммунизм отнюдь не доказал, что "Бога нет", зато он явственно и наглядно показал существование Мирового зла во всем его обличье. Тоталитарный режим потерпел крах, но, как говорится, "щука умерла, а зубы остались". Эволюционное учение, вызывавшее при своем появлении на свет Божий только иронические насмешки серьезных ученых, из нелепой философской концепции превратилось в господствующую догму безбожной идеологии. В противовес этому, креационные издания на основе научных достижений последних лет помогают читателю в формировании целостного миросозерцания, позволяющего осмыслить Богооткровенные истины Священного Писания без неуклюжих аллегорий. Данные самых разных естественных и гуманитарных наук дают все основания верить в сотворение мира Богом, притом в сотворение, происшедшее в прямом соответствии с первыми главами Библии, - как учат святые Отцы и учители Церкви. Нет ничего удивительного, что в настоящее время святоотеческую традицию продолжают ученые-протестанты, ибо делают они это именно в силу своего стремления строить научное мировоззрение на библейском основании.

К сожалению, от их внимания зачастую ускользают очень важные места, подтверждающие креационное учение из так называемых неканонических книг Библии. Эти книги, написанные в IV-I веках до Рождества Христова, не были включены в канон еврейских священных книг. Как назидательные и полезные, они вошли в греческий перевод Библии, сделанный в III-II веках до Рождества Христова для александрийских евреев-эллинистов и иудеев рассеяния (то есть живущих вне Палестины), которые уже забывали родной язык и говорили по-гречески, - об этом сказано в Предисловии к Книге Иисуса, сына Сирахова. Согласно древнему преданию, этот перевод был сделан семьюдесятью переводчиками, поэтому он называется "переводом семидесяти" или по-гречески "Септуагинта". В славянскою и русскую Библии входят одиннадцать неканонических книг Священного Писания. Все они, за исключением Третьей книги Ездры, переведены с греческого непосредственно из Септуагинты. Третья книга Ездры, отсутствующая как в еврейской, так и в греческой Библиях, переведена с латинского из Вульгаты (в конце IV - начале V века блаженный Иероним перевел заново библейские книги на латинский язык, и этот перевод, известный под названием "Вульгата", получил широкое распространение в католической Церкви).

Мы хотели бы особо отметить такие места в этих Богооткровенных книгах, которые позволяют существенно дополнить целостную креационную концепцию, и вместе с тем еще более детально опровергнуть эволюционные заблуждения. Так, несостоятельность теории эволюции видна из Книги Премудрости Соломона: "Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия, и все в мире спасительно, и нет пагубного яда, нет и царства ада на земле" (Прем. 1, 13-14), - ибо как для атеистической, так и для телеологической эволюции необходима смена многих поколений. "Ядом" здесь в переносном смысле названо все то, что приводит человека к духовной смерти, что лишает его бессмертия, - все это находится в самом человеке, а не в сотворенном мире [1, т. V, с. 85]. Намерением творческой воли Господа было создать в мире одну только жизнь, а не смерть, которая явилась следствием нравственных причин - греха. Отсюда - естественный вывод: "Праведность бессмертна, а неправда причиняет смерть" (Прем. 1, 15). Смерть появилась с грехопадением первых людей - тогда, когда растения и животные были уже созданы: "Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его" (Прем. 2, 23-24). Безосновательны попытки увидеть действие эволюции в стихе: "земные животные переменялись в водяные, а плавающие в водах выходили на землю" (Прем. 19, 18), поскольку 19-я глава этой книги посвящена сопоставлению израильтян и египтян: первые чудом перешли через Чермное море, вторые нашли себе необычайную смерть в том же море. По самому очевидному толкованию, первая половина стиха относится к евреям, когда они со стадами своего скота переходили по дну Чермного моря и вода стенами стояла с обеих сторон, а другая половина - ко второй казни египетской, когда на суше из вод появилось большое количество жаб. Разумеется, ни в одном из указанных случаев не было никакого "эволюционного" превращения земных животных в водяных и обратно [1, т. V, с. 158].

О сотворении мира из ничего предельно четко сказано устами святой мученицы Соломонии, матери семи мучеников Маккавеев: "Умоляю тебя, дитя мое, посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего и что так произошел и род человеческий" (2 Мак. 7, 28). Этот стих не имеет параллелей ни в одной из книг Священного Писания, причем греческий текст некоторых рукописей еще сильнее оттеняет мысль о творении именно из ничего (creatio ex nihilo), в отличие от учения о творении мира из первобытной (готовой) материи [1, т. VII-А, с. 155].

Из Книги пророка Варуха ясно, что свет был сотворен независимо от светил, а звезды были сотворены такими, какие они существуют ныне, а не произошли в результате эволюции газопылевых облаков: "Тот, Который сотворил землю на вечные времена и наполнил ее четвероногими скотами, Который посылает свет, и он идет, призвал его, и он послушался Его с трепетом; и звезды воссияли на стражах своих, и возвеселились. Он призвал их, и они сказали: "вот мы", и воссияли радостью пред Творцом своим" (Вар. 3, 32-35). Здесь пророк явно указывает также и на мгновенность сотворения звезд. Звезды приравниваются здесь к воинам, стоящим на страже [1, т. VI, с. 185]: на стражах своих - то есть на своих им указанных местах, согласно предначертанному плану. Разумеется, теория "Большого взрыва" с приведенными словами пророка несовместима.

О мгновенности творческих актов Господа ("Он повелел, и сотворились" - Пс. 148, 5) и счетном, а не бесконечном количестве звезд ("Он исчисляет количество звезд; всех их называет именами их" - Пс. 146, 4) говорится и в 16-й главе Третьей книги Ездры: "Он сказал: "да будет земля", - и земля явилась; "да будет небо", - и было. Словом Его сотворены звезды, и Он знает число звезд. Он созерцает бездны и сокровенное в них, измерил море и что в нем. Словом Своим Он заключил море среди вод и землю повесил на водах. Он простер небо, как шатер, на водах основал его" (3 Езд. 16, 56-60). Следует отметить очень важную мысль о водах, которую пророк неоднократно повторяет в этом отрывке. Море заключено было среди вод, земля была повешена на водах, небо было основано на них же. Пророк сказал море, а не суша, для того чтобы читатель не подумал о простом окружении материков водной поверхностью.

По-видимому, речь идет о двух колоссальных водных хранилищах допотопной земли: подземном (геотермальном) и надземном (водно-паровая оболочка вокруг планеты). О водах над твердью (земной атмосферой) пишет и преподобный Ефрем Сирин в своем толковании Шестоднева: "Твердь, утвержденная между водами и водами, имела такое же протяжение, в каком воды распростерты были по земной поверхности. Поелику и над твердию воды, какие над землею, и под твердию земля, воды и огонь, то твердь заключена в этом, как младенец в матерних недрах" [2, с. 219].

Исключительно важное значение имеет вторая половина 6-й главы Третьей книги Ездры. Здесь в Откровение о шестидневном творении мира добавлены подробности, отсутствующие в 1-й главе Книги Бытия и прямо указывающие на создание водно-паровой оболочки над твердью небесной, пролившейся сорокадневным дождем при Всемирном потопе (Быт. 7, 12). Неоднократно указывается также, что воды занимали только седьмую часть суши. Поскольку ныне воды покрывают почти три четверти поверхности земного шара, то, стало быть, в значительной степени они возникли из геотермальных вод, которые при Всемирном потопе вышли из источников "великой бездны" (Быт. 7, 11): "И сказал я: Господи! Ты от начала творения говорил; в первый день сказал: "да будет небо и земля", и слово Твое было совершившимся делом. Тогда носился Дух, и тьма облегала вокруг и молчание: звука человеческого голоса еще не было. Тогда повелел Ты из сокровищниц Твоих выйти обильному свету, чтобы явилось дело Твое. Во второй день сотворил Ты дух тверди и повелел ему отделить и произвести разделение между водами, чтобы некоторая часть их поднялась вверх, а прочая осталась внизу. В третий день Ты повелел водам собраться на седьмой части земли, а шесть частей осушил, чтобы они служили пред Тобою к обсеменению и обработанию. Слово Твое исходило, и тотчас являлось дело; вдруг явилось безмерное множество плодов и многоразличные приятности для вкуса, цветы в виде своем неизменные, с запахом, несказанно благоуханным: все это совершено было в третий день. В четвертый день Ты повелел быть сиянию солнца, свету луны, расположению звезд и повелел, чтобы они служили имеющему быть созданным человеку. В пятый день Ты сказал седьмой части, в которой была собрана вода, чтобы она произвела животных, летающих и рыб, что и сделалось. Вода немая и бездушная, по мановению Божию, произвела животных, чтобы все роды возвещали дивные дела Твои. Тогда Ты сохранил двух животных: одно называлось бегемотом, а другое левиафаном. И Ты отделил их друг от друга, потому что седьмая часть, где была собрана вода, не могла принять их вместе. Бегемоту Ты дал одну часть из земли, осушенной в третий день, да обитает в ней, в которой тысячи гор. Левиафану дал седьмую часть водяную, и сохранил его, чтобы он был пищею тем, кому Ты хочешь, и когда хочешь. В шестый же день повелел Ты земле произвести пред Тобою скотов, зверей и пресмыкающихся; а после них Ты сотворил Адама, которого поставил властелином над всеми Твоими тварями и от которого происходим все мы и народ, который Ты избрал" (3 Езд. 6, 38-54). Подчеркнем также прямое указание на мгновенность творения (тотчас, вдруг, по мановению Божию), его завершенность (в виде своем неизменные) и отсутствие собственных внутренних творческих сил у материи (вода немая и бездушная).

Святые Отцы - Григорий Богослов, Дионисий Ареопагит, Григорий Палама учат, что прежде бытия мира существовал мир Божественных идей [3, с. 39]. Об этом же Господь говорит пророку Ездре в начале 6-й главы Третьей книги Ездры: "И сказал Он мне: от начала творения круга земного и прежде нежели установлены были пределы века, и прежде нежели подули ветры; прежде нежели услышаны были гласы громов, прежде нежели возблистали молнии, прежде нежели утвердились основания рая; прежде нежели показались прекрасные цветы, прежде нежели утвердились силы подвижные, и прежде нежели собрались бесчисленные воинства Ангелов; прежде нежели поднялись высоты воздушные, прежде нежели определились меры твердей, прежде нежели возгорелись огни на Сионе; прежде нежели исследованы были лета, и отделены те, которые грешат ныне, и запечатлены те, которые хранили веру, как сокровище: тогда Я помыслил, и сотворено было все Мною одним, а не чрез кого-либо иного; от Меня также последует и конец, а не от кого-либо иного" (3 Езд. 6, 1-6).

В Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, особо подчеркивается взаимное служение всего сотворенного, а также совершенство первозданного мира: "Как вожделенны все дела Его, хотя мы можем видеть их как только искры! Все они живут и пребывают вовек для всяких потребностей, и все повинуются Ему. Все они вдвойне, одно напротив другого, и ничего не сотворил Он несовершенным: одно поддерживает благо другого" (Сир. 42, 23-26).

Собственно говоря, содержанием Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова, служит учение о премудрости Божественной в ее проявлениях в мире и человеке, а также о Богодарованной мудрости человеческой в применении к различным обстоятельствам и случаям жизни человека. Чтение этой книги издревле считалось глубоко поучительным для тех, кто ищет уроков мудрости и благочестия. Отцы Церкви нередко пользовались выражениями премудрого сына Сирахова для подтверждения своих учительных мыслей [1, т. V, с. 159-160].

Из приведенных отрывков видно, что неканонические книги Библии вносят чрезвычайно ценные уточняющие подробности, помогающие нам более полно и глубоко понять как само Священное Писание, так и мир, в котором мы живем.

1. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета. Книга 2. Екклесиаст - 3 Ездры.
Второе издание Института перевода Библии. Стокгольм, 1987.
2. Святой Ефрем Сирин. Творения. Т. 6. М., "Отчий дом", 1995.
3. Священник Тимофей. Две космогонии. М., "Паломник", 1999.